Оба дома расположены на улице Пушкина, один на Пушкина 2, другой на Пушкина 26.

Где-то в 70-х годах 19- го столетия в Миасс приезжают братья Василий и Тимофей, Юркины с семьями.

Миасс, Пушкина д.2

Кому из братьев принадлежал дом на Пушкина 2, неизвестно. Можно предположить, что этот дом был куплен у купца — мельника Дунаева по приезде в город. В последствии старший брат Василий отделился, у него был дом улице Октябрьской (ранее Орловская).  Дом не сохранился. Хотя, конечно, не факт, братья могли купить сразу два дома. А вот то, что дом на Пушкинской 26, Василий построил для своих сыновей — это факт.

Город Миасс ул. Пушкина дом 26

Город Миасс ул. Пушкина д. 26

Дом двухэтажный, полукаменный, но впечатление от него безнадежно испорчено из-за рекламного плаката. Что там под плакатом можно только догадываться. Да и современная облицовка кирпичом с боку не добавляет оптимизма. Зато, какие шикарные хоз. постройки по бокам дома, скорее всего это были амбары.

Ведь Василий Юркин, как и его сыновья были людьми торговыми, торговали не только в Миассе, но и в других Уральских городах. Юркины появились в Миассе где-то после 1871 года, приехав из старообрядческой деревни Гора в Подмосковье. Кстати, не далеко от этой деревни Гора расположена деревня Кудыкино. Так не из этих ли мест пошло выражение «Кудыкины горы». Почему старообрядцы Юркины решили сорваться с места и двинуть на Урал, не известно. В деревне Гора, если судить по подворной переписи, Юркины жили еще с 17 века. А значит, решение уехать было не импульсивным, а вполне продуманным. Если, судить по этой же переписи, Тимофей Юркин записан в 1870-71 гг. в 6-ти месячной отлучке. Историки считают, что в этой отлучке Тимофей подыскивал место на Урале.

Выбор Юркиных пал на Миасс, и это не случайно. Ведь Миасс слыл на Урале одним из центров старообрядчества. Когда первые старообрядцы появились в Миассе доподлинно не известно. На этот счет существует две версии. По одной из них, старообрядцы поселились на этих землях еще до строительства медеплавильного завода. Жили во временных жилищах и скитах. Подтверждением этой версии являются скиты, обнаруженные на острове Вера, озеро Тургояк.

По другой, старообрядцев сюда завез Лугинин, который и сам придерживался раскола. А по мне так обе версии вполне реальны. То, что раскольники на Урале появились очень давно, хорошо известно. Почему им не быть в районе будущего поселка-завода. Места для этого вполне подходящие. Густые леса, горы, чистейшее озеро Тургояк, река и куча подземных чистых родников. А когда Лугинин начал строить завод он, конечно, завез из центральной России старообрядцев. Все заводчики любили работать со старообрядцами. Но первое официальное упоминание о раскольниках на Миасском заводе относится к 1807 году.

В деревне Гора, откуда приехали Юркины, в каждом четвертом дворе занимались иконописью, поэтому неудивительно, что Тимофей Юркин открыл и в Миассе иконописную мастерскую. В ней работало около 3-х человек. Работали они в в старом стиле, и это доставляло не мало забот представителям официальной церкви. Рядовые обыватели мало понимали в различиях икон старого письма и нового. Иногда Тимофею приносили иконы нового письма, а он их реставрировал в старой манере. А вот Василий был купцом, торговлей занимались и его сыновья. Торговали, скорее всего, зерном.

Старожилы вспоминали как к их усадьбе на Пушкина 26, подъезжали груженные доверху обозы с зерном. Торговые предприятия старообрядцев процветали, прежде всего, за счет дисциплины и добросовестности. Отношения между купцами строились на полном доверии. Купцы староверы никогда не зарабатывали с помощью каких-то махинаций. Они вели исключительно трезвый образ жизни, и не занимались питейными заведениями. Про их честность было известно всем. Знаменитое выражение «слово купеческое» было не пустой звук. Договора составлялись в устной форме.

Вот интересный пример. Государство не признавало браки, заключенные в старообрядческих церквях. Такие браки законными не считались. А как же тогда было быть с завещаниями? И купцы-старообрядцы завещали свой капитал общине, а она уже передавала его по назначению наследникам. А капиталы бездетных купцов оставались в общине и из этих средств выдавались кредиты (беспроцентные) тем, кому нужны были деньги на развитие своего бизнеса. И все это под честное слово.

Из Подмосковья на Урал Юркины уехали не одни. Некто Афонины из деревни Костино (расположенное недалеко от Горы) уехали либо чуть раньше (может это они посоветовали Юркиным Миасс?), либо вместе с Юркиными. Афонины и Юркины состояли в родственных отношениях. Дочь Феопета Панфиловича Афонина, Лукерья (Гликерия), скорее всего, стала женой Василия Юркина. И вот почему. Судя по тем подворным переписям, братья Юркины из Горы уехали, будучи женатыми. Но про жену Тимофея Юркина, известно. Это Феодосия Юркина, она была известна участием в диспутах, которые проводились в Миассе миссионерами от официальной церкви. Отличалась тем, что отвечала грамотно, понятно было, что женщина много читает. А вот о Лукерье (Гликерие) мы находим сведения на старом Миасском старообрядческом кладбище. Там нашли надгробие с её могилы.

Итак, Юркины и Афонины приезжают в Миасс, Юркины тут остаются, а Афонины едут дальше в Екатеринбург и Шадринск. Это потом очень помогает Василию Юркину, развернуть торговлю в этих городах. Родной брат Лукерьи Юркиной, Иван Афонин осел в Екатеринбурге. Там у него рождается дочь Олимпиада. Впоследствии она станет одной из насельниц женского старообрядческого Никольского монастыря близ озера Тургояк. Известна под именем Ливия.

Этот монастырь хоть и был «потаенным», построенным без разрешения начальства, но был хорошо известен всем старообрядцам на Урале. Расположен он близ озера Тургояк, на пригорке, сейчас там во всю коттеджи понастроены.

Не уверена, но может это тут? А тогда там был только шум леса и озера, да журчание чистейших ручейков.

Потаенная эта обитель была организована в средине 19 века, построена на деньги Кузьмы Козицкого, управляла всем игуменья Афанасия Мальцева. Вот что записала одна из насельниц этого монастыря (передаю своими словами).

В год, когда обитель только начали обустраивать, лето выдалось сырое и прохладное. И на временные строения женщин обрушилось прямо таки нашествие змей, слава богу, это были ужи. Они заползали везде, в карманы, капюшоны, складки одежды, в спальные места — видимо так грелись. Женщины не испугались, они вспомнили выражение Серафима Саровского «дом строй там, где змея греется». И построили, и стала эта лесная обитель не на одно десятилетие опорой для многих Миассцев. А вот такого нашествия змей больше не наблюдалось. В 1924 году монастырь закрыли.

Старообрядческая часовня в Миассе существовала с 1819 года. Она была деревянной, построена была в усадьбе Андрея Дорофеева. А в 1895 году уже была построена каменная старообрядческая церковь. Построена была на деньги купцов В. Юркина, В. Михайлова, И. Чеканова. Она без окон на улицу и без наружных крестов.

Находилась она на современной улице Малышева. Там же вероятно, располагалась школа для детей старообрядцев, которую организовала Феодосия Юркина, жена Тимофея. Она сама проводила занятия по старопечатным книгам. В 1936 году церковь была национализирована и переоборудована под типографию. В 1960 году разрушена. А в 1995-99 году в Миассе был сооружена старообрядческая Покровская церковь.

Спонсором выступил Леонид Звездин  (его прадед по материнской линии был старостой старообрядческой общины). Красная церковь под зелеными куполами — красиво.

 

 
Уважаемые, друзья!
Если статья оказалась Вам полезной, будем признательны за рекомендацию нашего проекта своим друзьям и знакомым. Воспользуйтесь кнопками социальных сетей которые находятся вверху и внизу статьи. Оставляйте на своём веб-ресурсе обратную ссылку на наш сайт.

Вы можете оказать нам посильную финансовую помощь (деньги пойдут на оплату хостинга, раскрутку в сети и новый более современный дизайн)


До новых встреч на страницах нашего сайта "Усадьбы Дворцы Особняки".
Оставляйте свои комментарии, подписывайтесь на обновления: RSS wordpress insideRSS RSS wordpress insideEmail или twitter wordpress insidetwitter