Давайте-ка, заглянем на улицу Луначарского. Там под номером 13 стоит вот такой симпатичный дом с пристроенными к нему складами.

Принадлежал он купцу Гавриле Яковлевичу Густомесову (а позже его сыну Михаилу). Дом, как видите, 2-х этажный, полукаменный, обильно украшен деревянной резьбой. Ограда каменная, украшенная «просеченным» железом с рисунком. Прежде всего, в глаза бросаются наличники на окнах. Тут тоже и резьба по дереву и затейливые пилястры. Часть, когда-то очень интересного эркера, к сожалению, утрачена. Здание на данный момент очень ярко раскрашено, что придает ему несколько «лубочный» вид. Бросается в глаза обилие железных деталей как в отделке, так во вполне функциональных деталях: дверные навесы, петли огромных размеров, замки и т.д. А все это потому, что Гаврила Яковлевич занимался поставкой и продажей кровельного железа, скобяных товаров, стали, чугуна. Очень не стандартный бизнес для «хлебного» Шадринска. Все это навело меня на мысль, что Густомесовы были тесно связаны с Уральскими заводами, возможно с Демидовскими.

Порывшись в интернете, я обнаружила, что фамилия Густомесовых на Урале не редкость. Были Густомесовы в Екатеринбурге (кирпичный завод Ивана Густомесова).

В 1887 году он представлял свой завод на Екатеринбургской выставке. Замечены Густомесовы и в Нижнем Тагиле. Андриан и Иван — оба приказчики на Нижнетагильских заводах. А если копнуть еще дальше, то еще в начале 18 века в городе Невьянске, рулил в качестве приказчика на Демидовских заводах некий Степан Густомесов. А вот семья крепостных Густомесовых есть в списках тех, кого перевезли из Невьянска во вновь построенный Демидовыми завод в Нижней Салде. От кого-то из них и тянется ниточка к Шадринским Густомесовым. Отсюда и «железный» бизнес.

У Гаврилы Яковлевича было три сына: Александр, Алексей и Михаил. С ними он организовал товарищество «Густомесов и сыновья». Был у них на ул. Октябрьской, 87 магазин со складами. Вот фото оба дома числятся за номером 87.

В советское время (по свидетельству В.Н. Иовлевой) в одном из этих зданий (а может в обоих) был Горпищеторг и хлебный магазин. Хлеб пекли тут же, отчего он продавался свежим и даже горячим. «Постоишь в длинной очереди, потом дадут хлеб с довеском, и съешь их все по дороге домой. Так вкусно написано, что так и ощущаешь во рту теплую и пахучую хлебную корочку».

Так же у Гаврилы Яковлевича и его сыновей были мастерские, где изготавливалась фурнитура для ворот и окон. Густомесовы были успешными купцами, и поэтому, как тогда полагалось, занимались благотворительностью. Они жертвовали деньги на благоустройство города. Так, например, когда в Шадринске в 1910 году было организовано вольно-пожарное общество, Михаил Густомесов приобрел 2 пожарные машины для нужд этого общества.

Церковь Флора и Павла была самой высокой в городе. Так вот на пожертвование купца Густомесова (скорее всего это был Гаврила Яковлевич) в размере 5 т.р. и купца Шахматова в размере 3 т.р. был приобретен фарфоровый иконостас, работы фабрики Кузнецова.

Собственно фарфоровыми были только иконы и образа, а обрамление деревянное с позолотой. А еще в копилку славных дел этим купцам можно добавить пожертвования на строительство железной дороги Синара-Шадринск. Говоря об этой дороге нельзя не вспомнить еще одного шадринского купца Александра Алексеевича Лещева.

Он очень хорошо известен в городе как инициатор проведения железной дороги через Шадринск. Можно сказать, что это стало смыслом его жизни. Первая попытка ходатайствовать перед правительством о проведении этой железной дороги была еще в 1893 году. Но она окончилась неудачей. А дорога для Шадринска была очень важна. Как раз в это время была построена ветка Екатеринбург-Тюмень, и сибирские купцы получили возможность провозить свои товары, минуя Шадринск и Крестовскую ярмарку. Доходы шадринских купцов значительно уменьшились. Лещев неоднократно пытался пробить непробиваемую чиновничью стену. И в 1903 году в Совете Министров было-таки принято решение о продлении дороги через Шадринск. Но началась русско-японская война, и строительство её было отложено. Но для шадринцев это был очень важный вопрос, и в 1905 году Лещев едет в С-Петербург и…добивается решения, чтобы вопрос был внесен на обсуждение в Совете Министров. Но сами понимаете, сколько этот вопрос могли обсуждать. Помогло то, что в 1910 году через Пермскую губернию с остановкой в Екатеринбурге проезжал председатель Совета Министров П.А. Столыпин. На вокзале Екатеринбурга он и принял «ходоков» из Шадринска. И уже в 1911 году началось строительство железной дороги Синара –Шадринск. А 25 марта 1913 года город торжественно встречал первый паровоз. На нем вместе с паровозной бригадой находился А.А.Лещев. А в толпе встречающих его, конечно, можно было заметить и братьев Густомесовых.

Михаил Густомесов умер, скорее всего, до революционных событий. Вот есть фото его похорон.

Обратите внимание на дом и склады. Очень внушительно смотрятся. Про Александра я ничего не нашла, а вод Алексей, его жена и жена Михаила есть в списках людей уехавших из города вместе с отступающими войсками Колчака. На Вознесенском кладбище есть плита с надписью Густомесовы. Как, наверное, трудно было уезжать из родного города, оставляя навсегда отеческие могилы.

Адрес дома купца Густомесова:

г. Шадринск, ул. Луначарского, 13

Уважаемые, друзья! Если статья оказалась вам полезной, будем признательны за рекомендацию нашего проекта своим друзьям и знакомым. Воспользуйтесь кнопками социальных сетей которые находятся вверху статьи. Оставляйте на своём веб-ресурсе обратную ссылку на наш сайт
Вы можете оказать нам посильную финансовую помощь (деньги пойдут на оплату хостинга, раскрутку в сети и новый более современный дизайн)

До новых встреч на страницах нашего сайта "Усадьбы Дворцы Особняки". Оставляйте свои комментарии, подписывайтесь на обновления: RSS wordpress insideRSS RSS wordpress insideEmail или twitter wordpress insidetwitter