«

»

Янв 27 2017

Распечатать Запись

Богородицкая церковь в с. Пянтег (Пермский край)

Богородицкая церковь в с. Пянтег (Пермский край)

Богородицкая церковь в с. Пянтег (Пермский край)

Да, богата земля уральская, и не только на природные памятники. Просто не перестаешь удивляться. Вот, например, Богородицкая церковь в с. Пянтег, Чердынского района, Пермского края.

Удивляет в ней все: форма, время постройки. Ведь первое упоминание о церкви отмечено в 1617 году. Историк  Чагин нашел его в Дозорной книге Чердынского уезда от 1707 года. И с тех пор 1617 год считается официальной датой «рождения» этого храма.

Если учесть, что церковь деревянная, дата впечатляет. Сравните, знаменитый комплекс в Кижах датируется 1714 годом. Но это еще не все. Некоторые историки считают, что дата постройки гораздо древнее, и называют дату, примерно 1500 год.

  В этом богатом лесом краю на берегу Камы стояло поселение. Когда и кем оно было построено доподлинно не известно, и название у него было странноватое Пянтег.

Местные жители считают, что оно старше Чердыни, которую считали столицей Перми Великой. Есть и еще одно мнение, что Пянтег это и есть древняя Чердынь, которая позже переместилась (при крещении этого края) в другое место, а Пянтег стал центром язычества. Кстати и название поселения (как считают историки по одной из версий) пошло от языческого бога Пентяга.

«… Было это примерно в году 1500. К Ильинской пянтежной ярмарке сверху Камы подплыла ладья с неизвестной московской барыней. Она по пути своем сделалась больна, так больна, что смерть уж стояла у её изголовья. Она не смогла продолжать свой путь, и остановилась на берегу. Ночью ей приснился сон, в котором ей повелевали построить церковь в деревне Пеньки (Пянтяг) и осветить во имя Иконы Смоленской Божьей Матери. Барыня поклялась, что если выздоровеет, то построит в д.Пеньки церковь на века».

И по легенде так и произошло, она выздоровела и возвела церковь и осветила её в честь Иконы Смоленской Божьей Матери. Вот такая легенда, ну, а на самом деле в 1850 году известный историк Ф. А. Олегов писал:

«Когда и кем была построена сия священная храмина даже прадеды и прапрадеды нынешних стариков не помнят и не знают о времени постройки ея»

Если внимательно посмотреть на церковь, особенно со стороны Камы, она очень напоминает сторожевую башню.

Такая форма у церквей встречается крайне редко. Вроде еще, примерно такая же есть в Западной Сибири. Обследовав, церковь ученые историки призадумались. А может правда, изначально, это была башня, входящая в состав кого-то острога? Что говорит за эту версию:

  1. На противоположных стенах церкви есть вертикальные пазы, которые вполне могли бы служить для соединения со стенами острога. Для церкви это совсем не характерно.
  2. В верхней части сруба есть дверь и остатки бревен от выносной башни-балкона. Балконов в христианском храме не строили. А вот для сторожевой башни балкон был необходим. С него отражались атаки тех, кто вплотную подобрался к башне.
  3. Крыша тоже в этом плане представляет интерес. Скорее всего, в первоначальном виде она завершалась дозорной площадкой. Внутри храма было найдено бревно с насечками высотой 4,65 м и оно очень напоминает лестницу. И если это так, то служила она для попадания на смотровую площадку-крышу. А купол был приделан, скорее всего, позже.

Архитекторы Г. Д. Конторович и Д. С. Терехин, обследуя церковь, пришли к выводу, что строительство этого деревянного сооружения в 1500 году совсем не фантастика, если предположить, что Богородицкая церковь изначально строилась как сторожевая башня. Ведь в это время Московия обратила свой взгляд на эти земли. Правил московитами в то время Иван III Великий.

В ходе его правления произошло объединение значительной части русских земель вокруг Москвы. А в 1471 году Север становиться (по ряду причин) интересен московским князьям. Появляются упоминания  о Перми Великой (впрочем само понятие Перми Великой было введено в обиход Строгановыми).  И вообще, так и не совсем понятно что обозначало Пермь Великая, скорее всего это было обозначении местности. В недавно крещеную, Пермь Великую ИванIII посылает войско князя Федора Пестрого, который и подчинил этот край Московскому княжеству. На земли была наложена дань пушниной. Поэтому появление острогов вокруг Чердыни вполне закономерно. Ну, а примерно, к 1617 году, видимо, сторожевая башня стала не актуальна, и её переделали в церковь, добавив к ней алтарную часть и крыльцо. Церковь получилась, проста и выразительна.

К приходу московитов Пянтег потерял свою главенствующую роль, и стал просто большим поселением. Он остался крупным языческим центром, причем единственным для всей округи. Строительство христианского храма было тут просто необходимо. Исследователи считают, что церковь была построена на месте языческого кладбища. Православным миссионерам нужно было как можно эффективнее пропагандировать свое учение. Вот они и заняли место древнего святилища. Но язычество еще долго не уходило из этих мест.

Историк Ф. А. Олегов в 1850 году писал: «… от деревянной церкви по течению стоит древняя сосновая роща, которую хранят местные жители, и обожают так же как деревянную церковь, так как 20 лет тому назад она служила местом преподношения языческому Перуну».

Сейчас уже никакой рощи, нет ни сосновой, ни кедровой, последнее дерево засохло и упало в 2009 году. Мы только можем представить, как на берегу Камы шумели древние сосны и кедры, и люди приносили подношения своим богам. Тогда как никогда больше, была особенная связь человека с природой, с небом и водой, с землей и ветром. Пришли миссионеры и постепенно сменилась вера, вырос христианский храм — свидетель истории. Он многое бы мог рассказать, но он стоит молчаливый и загадочный.

Я так и не нашла когда Богородицкий храм перестал служить людям. Вероятно, давно. В селе Пянтег есть еще один храм, церковь Ильи Пророка.

Церковь Илии Пророка в Пянтеге

Церковь Илии Пророка в Пянтеге

Она каменная, построен в 19 веке, вместо сгоревшего, деревянной. Сейчас как видите, не действует, разрушается.

Так что в Пянтеге при наличии двух церквей, не действует ни одна. Проживает в селе около 400 человек.

Самый древний населенный пункт в Пермском крае, самая древняя на Урале (а может и во всей России) деревянная церковь. Сохранить бы.

P.S. В 2010 году, по рейтингу РБК, село Пянтег вошел в 10-ку самых труднодоступных достопримечательностей России.

 

 
Уважаемые, друзья!
Если статья оказалась Вам полезной, будем признательны за рекомендацию нашего проекта своим друзьям и знакомым. Воспользуйтесь кнопками социальных сетей которые находятся вверху и внизу статьи. Оставляйте на своём веб-ресурсе обратную ссылку на наш сайт.

Вы можете оказать нам посильную финансовую помощь (деньги пойдут на оплату хостинга, раскрутку в сети и новый более современный дизайн)


До новых встреч на страницах нашего сайта "Усадьбы Дворцы Особняки".
Оставляйте свои комментарии, подписывайтесь на обновления: RSS wordpress insideRSS RSS wordpress insideEmail или twitter wordpress insidetwitter

Автор публикации

не в сети 12 часов

ol2014

Комментарии: 0Публикации: 56Регистрация: 25-05-2015

Постоянная ссылка на это сообщение: http://prousadbi.ru/blog/raznoe/bogorodickaya-cerkov-v-s-pyanteg-permskij-kraj.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Авторизация
*
*

Login form protected by Login LockDown.


Регистрация
*
*
*
Пароль не введен

Генерация пароля