Александрино — это одна из сохранившихся усадеб в районе Петергофской дороги в черте Санкт-Петербурга. Названа по имени последнего дореволюционного владельца – А. Д. Шереметева. В начале XVIII в., когда участки вдоль дороги раздавалась под застройку, на месте нынешнего парка «Александрино» находилась обширная усадьба младшей сестры Петра I царевны Натальи Алексеевны, принадлежавшая ей с 1714 года.
В конце XVII века здесь располагались земли двух хуторов с общим названием Пяткелле. В 1716 царевна скончалась и «место» было разделено на два участка, где впоследствии было две усадьбы. Усадьба на восточном участке сохранялась ещё в 1930-х годах, но была впоследствии разрушена.
Александрино – в западной части. Эта территория была передана сенатору, крупному дипломату, бывшему посланнику в Константинополе, действительному тайному советнику Петру Андреевичу Толстому.
После его ареста усадьба была конфискована и отдана вернувшемуся из ссылки С.В. Лопухину. Потом Лопухина опять отправили в ссылку, дачу конфисковали и передали князю В.Н. Репнину в вечное владение.
Сын Репнина в 1760-х годах продал усадьбу графу И.Г. Чернышеву. Это был искусный дипломат, пользовавшийся неограниченным доверием императрицы Елизаветы Петровны и покровительством Екатерины II.
Чернышев много лет провел за границей и вывез оттуда любовь к роскоши и европейский вкус. Поэтому когда он решил здесь строить себе загородную усадьбу, то обратился к французскому архитектору Ж.-Б. Валлен-Деламоту, представителю нового для России классицизма.
.Здание усадьбы «Александрино» построено в классических формах архитектуры. Его центральный в два этажа корпус, украшенный колонными портиками с балконом, увенчанный бельведером, соединялся одноэтажными застекленными галереями с симметричными двухэтажными боковыми флигелями.
Это была одна из первых центрических загородных усадеб, в которых вокруг центрального зала, освещаемого сверху, симметрично располагались другие помещения. Возле дома, стоящего на небольшом возвышении, нет привычного сада, только зеленые лужайки. Зато усадьба удивляла всех своими многочисленными оранжереями, где росли ананасы и апельсины. Возле слияния двух ручьев, пересекавших усадьбу, устроили большой пруд с островами. И вот на этих островах находились многочисленные деревья и романтичные беседки. Современники сравнивали главный дом усадьбы Чернышева с резиденцией Людовика XIV в Марли. А нам оно напоминает Таврический дворец в миниатюре.
В 1780-х — начале 1790-х гг. к имению была присоединена западная дача, после чего его территория увеличилась вдвое. Господский дом в те же годы претерпел перестройку: бельведер был перекрыт сферическим куполом, круглые окна его барабана превращены в большие полуциркульные. Вместо балкона портик увенчал треугольный фронтон.
Теперь здание приобрело законченный «палладианский» вид. Тогда же были заново отделаны сохранявшиеся до войны интерьеры овальной гостиной и парадной лестницы. Возможно, автором проекта перестройки был Джакомо Кваренги.
В середине главного корпуса был устроен необычный и с большим вкусом оформленный восьмигранный зал. Освещался он сверху через широкие полуциркульные окна восьмигранного барабана, завершавшего этот оригинальный интерьер.
В 1820-х годах часть помещений подверглась изменениям. Появилась великолепная роспись в центральном зале и в вестибюле, авторство которой приписывалось лучшему живописцу-декоратору 1-й трети XIX века Д. Скотти. Фрагменты её сохранялись до 1941 года. Впоследствии купец Ильин купил усадьбу у разорившегося сына Чернышева.
Затем усадьбу приобрел граф А.Д. Шереметев, музыкальный деятель и основатель «Пожарной добровольной команды имени Петра Великого», состоявшей из 13 дружин, расположенных вдоль Петергофской дороги. По имени графа усадьба и стала называться «Александрино».
После революции дворец дачи «Александрино» стал обыкновенным жилым домом, огромной коммуналкой, причём большие комнаты были разделены перегородками на «клетушки», а в центральном зале держали свиней. Вдоль восточной границы парка в 1930-х гг. был построен «Стандартный посёлок № 3». Во время войны усадьба находилась на переднем крае обороны и пострадала от обстрелов. В 1960-х гг. главное здание было отреставрировано по проекту М.М. Плотникова, но без воссоздания интерьеров и служебных флигелей. Михаил Михайлович Плотников (1901 – 1992 )посвятил свою жизнь реставрации памятников архитектуры, пострадавших во время войны. Его можно считать соавтором таких гениев как А. Ринальди, Дж. Трезини. Ведь настоящий архитектор-реставратор должен буквально перевоплотиться в мастера, который творил 200 лет назад. В основном М.М. Плотников восстанавливал те шедевры, что находились на Петергофской дороге. Благодаря его работы в Ораниенбауме мы сегодня можем любоваться Китайским дворцом и ансамблем Петерштадт, Катальной горкой и Концертным залом. Из руин возрождены усадьбы «Александрино», «Новознаменка» и «Знаменка». М.М. Плотников — автор проекта и руководитель Гатчинского дворца. За свою работу Михаил Михайлович удостоен Государственной премии 1972 г. Сегодня в здании расположена детская художественная школа.
В усадьбе и лесопарке снимался сериал «Бедная Настя», а  начале 1990-х годов в здании усадьбы Александрино снимали фильм ужасов «Пьющие кровь» по повести Алексея Толстого «Упырь».
За зданием усадьбы начинается лесопарк «Александрино». Он также находится под охраной государства, но это не мешает застройщикам постоянно отрезать от него кусок за куском.
Адрес усадьбы:
 г.Санкт-Петербург, Кировский район, пр.Стачек 226.
 
Уважаемые, друзья!
Если статья оказалась Вам полезной, будем признательны за рекомендацию нашего проекта своим друзьям и знакомым. Воспользуйтесь кнопками социальных сетей которые находятся вверху и внизу статьи. Оставляйте на своём веб-ресурсе обратную ссылку на наш сайт.

Вы можете оказать нам посильную финансовую помощь (деньги пойдут на оплату хостинга, раскрутку в сети и новый более современный дизайн)


До новых встреч на страницах нашего сайта "Усадьбы Дворцы Особняки".
Оставляйте свои комментарии, подписывайтесь на обновления: RSS wordpress insideRSS RSS wordpress insideEmail или twitter wordpress insidetwitter