Усадьба механиков Черепановых г. Нижний Тагил

­

черепановы

Усадьба стоит на ул. Верхняя Черепанова ( в Нижнем Тагиле еще есть ул. Нижняя Черепанова). Раньше Верхняя Черепанова называлась Большой Выйской, по названию Выйского завода и близлежащих рудников. Дом, выросший на улице, в первой половине 19-го века был тут единственным каменным домом. Построен он по проекту крепостного архитектора А.П. Чеботарева для администрации Выйского завода.

Господский дом: «… о двух этажах, с подвалом и при 2-х флигелях», наверное, смотрелся несколько инородно среди деревянных построек. Но каким же образом крепостные Ефим Черепанов стал владельцем этого господского дома? Есть три версии. Первая, дом был подарен Анатолием и Павлом Демидовыми за заслуги этой замечательной семьи по внедрению на заводах паровых машин и механизмов. Вторая, куплен на собственные средства, которые у Ефима и его сына Мирона, конечно были. По оценки специалистов дом в те далекие годы стоил примерно 4-5 тыс. руб. Ефим и Мирон Черепановы занимали заметные должности на Демидовских заводах, а значит получали большое жалование (зарплату). Так же они получали премиальные за внедрение своих изобретений от 100 до 500 руб. Были у них, как бы сейчас сказали, подработки. Они выезжали на заводы других Уральских заводчиков для наладки и запуска паровых машин, получая за это денежное вознаграждение. И, наконец, будучи заводскими служащими, могли взять на покупку дома ссуду. Так что покупка дома на собственные средства была вполне реальна. Третья версия, как мне кажется, самая достоверная, звучит так. Дом использовался под жилье главных специалистов Демидовских заводов.

Ефим Черепанов с 1823 года занимал пост главного механика всех заводов Нижнетагильского округа. Скорее всего, ему выделили дом как специалисту с дальнейшим выкупом в собственность. Так и произошло, усадьбу выкупил внук Ефима, Киприян Черепанов.

У Алексея Петровича Черепанова, жившего в рабочем поселке Ключи, Выйской слободе около горы Высокой, было 9-ть детей. Гора Высокая, это к слову, была не такой уж и высокой, всего 380 м, а сейчас и вовсе превратилась в карьер.


Алексей Петрович часто болел, работал он углежогом, а эта работа совсем не способствовала крепкому здоровью. Из девяти детей, мальчиков у него было трое Ефим, Алексей и Гаврила, остальные девочки. Вот и приходилось им работать не по возрасту, рано и много. Мальчишки были смышлеными и их заметили. Надо отметить, Демидовы всегда старались «выращивать» свои кадры. Приказчики и управляющие заводов, прослышав про одаренного ребенка, сразу определяли таких в школу, училище. Такие учебные заведения были построены в Нижнем Тагиле еще при первых Демидовых. А далее, если ученик проявит себя, посылали учиться в столицу или заграницу. Черепановых определили в школу. Отец не возражал, у его мальчиков появился шанс стать мастеровыми. А это был предел его мечтаний. Знал бы он каких карьерных высот, достигнут его сыны, как прозвучит его фамилия в истории. А его старшему Ефиму и внуку Мирону в городе будут стоять памятники, в их честь будет открыт музей.


Существует такая легенда. Один из мастеров выбросил старый замок за невозможностью его починить. Ефим подобрал, а через несколько дней вернул его мастеру уже отремонтированным. Это произвело впечатление на мастера, он доложил приказчику. И, последний, определил Ефима в ученики «ящичных мехов». Меховой мастер это специалист по воздухозаборным устройствам, которые играли важную роль в ранней металлургии. А еще через 2 года он становится «мастером дел слесарных при плотинном строительстве». Надо отметить, что Ефим Черепанов учиться жуть как не любил, всего достигал собственной смекалкой. В 1802 году он уже плотинный мастер при Выйском заводе.

Он женится, и вскоре у него рождается сын Мирон, который считается единственным соавтором первого российского паровоза. Посмотрите, как удивительно они похожи, отец и сын.

Но вот, насчет соавторства, это не совсем точно. Первым соавтором Ефима был младший брат Алексей (Гаврила рано умер). Собственно, идеей «парового дилижанса» первым заболел Алексей. В возрасте 16-ти лет он был отправлен в составе группы мастеров на Каму в помощь к заводчику и сенатору Всеволоду Андреевичу Всеволожскому. Именно там им были сделаны чертежи и наброски устройства паровой машины. Они были найдены только в советское время и датированы 1803 годом.

В 1803 году они, видимо, были «положены в стол». А ведь в Англии примерно в это время и начался технологический прорыв с помощью паровых машин. Но сказать, что чертежи А. Черепанова так и пролежали не использованные в архивах заводов Всеволжского, нельзя. Они были позже использованы заводчиком с помощью иноземных инженеров, но, конечно же, без упоминания имени Алексея Черепанова.

Алексей в 1813 году в Москве встречался с Николаем Никитовичем Демидовым. Их беседа вертится вокруг перевода производств на заводах Демидова на силу пара. Николай Никитович и сам прекрасно все понимает. И то, что отстаем от «заграницы», паровые машины внедрять надо, и то, что строить их надо своими силами, так как «аглицкие машины дороги и крайне ненадежны». Своими идеями Алексей заражает брата Ефима, но Алексей умирает в возрасте 30 лет от воспаления легких. Ефиму первое время приходится работать в этом направлении одному. Он создает несколько паровых устройств, которые убеждают Николая Никитича Демидова, что создание собственной паровой машины возможно. И в 1821 году он отправляет Ефима Черепанова в Англию. В Англии, принимавший гостя Э. Спенс, недоумевал: «… как может простой мастер, к тому же не знает английского языка, разобраться во всем? Что он сможет понять в английской технике и металлургическом производстве?»

Сумел, разглядел, отметил недостатки и запомнил достоинства. Там же Черепанов впервые увидел паровую машину, движущуюся по суше, по рельсам. «Машина сия зело диковина, но для нас негожа»,- писал он Демидову. Причина, по его мнению, все та же-дорога и ненадежна.

В Швецию Ефим уже едет вместе с сыном Мироном. Подрос помощник, надобно его в дело вводить. В 1826 году Николаем Демидовым было создано при Выйском заводе  «Механическое заведение»— конструкторское бюро под руководством Ефима Черепанова и Фотия Швецова. Вот макет здания этого конструкторского бюро.


Уже год спустя КБ Черепанова предоставило на суд Демидова полтора десятка разных проектов с использованием паровых машин. Ряд были приняты и реализованы, некоторые отвергнуты, а несколько отправили на доработку. И среди последних, был проект паровоза.

Первый паровоз был построен в 1833 году, он требовал некоторой доработки, второй более мощный в 1835 году. В 1836 году была построена первая чугунная дорога от Медного рудника до Выйского завода для перевозки руды.

Скажу сразу ,экономического чуда не произошло, в России вообще с этим туго. Кроме обычной неповоротливости чиновников, были и объективные причины. Топливом для паровоза служили дрова, и их требовалось много. Так много, что за годы эксплуатации вырубили весь лес в округе. Уголь в России уже, конечно, добывали ( в 1832 г. появились первые сведения о залежах угля в Челябинском бассейне), но в промышленном масштабе его стали добывать на Урале гораздо позже. Да, и развитие ж/д на Урале началось только к концу 19 века. Первая ветка от Перми до Екатеринбурга была проложена в 1876 году. Паровозы закупали в в Англии и Бельгии, так как  к тому времени изобретение Черепановых давно и прочно забыли.

Скажу больше, официально изобретателем первого русского паровоза считается инженер Э.Э.Тет, работающий на Пожвинском заводе Всеволжских. Почему? А потому, что это он представил свою модель паровоза на С-Петербургской выставке в 1839 году. А вот руководство Нижнетагильских заводов по какой-то причине в последний момент решили такой макет не посылать на выставку. Несмотря на то, что Е. Черепанов сделал его специально для выставки. Может потому, что когда в 1837 году паровоз показали цесаревичу Александру (Александр II), он остался равнодушным и никак не отметил это изобретение в своих заметках. В 1833 году Ефим Алексеевич Черепанов получил вольную, а его сын Мирон в 1836 году. Начиная с 1820 года, Черепановы построили на Нижнетагильских заводах более 20-ти паровых машин разной мощности.


Ефим умер в 1842 году, его сын Мирон в 1849 году. Усадьбой уже официально стал владеть сын Мирона, Киприян. Черепановских паровозов не сохранилось, но остались рисунки и чертежи. Кстати чертеж, того паровоза, который так и не отправили на С-Петербургскую выставку, сделал племянник Ефима Черепанова, Амос. Именно они и дошли до наших времен (по ним и сделаны макеты).


Усадьбу Киприян, по неизвестным причинам, продал правлению Выйского завода. И вплоть до 1917 года она служила жильем для управляющих заводов.


После октябрьской революции в усадьбе перебывали разные хозяева, организации. А в конце 1940 года тут разместился детский приемник — распределитель УВД. В 1984 года, когда дом передали Нижнетагильскому краеведческому музею, он был довольно в плачевном состоянии. На реставрацию ушло 20 лет. В 2004 году в здании был открыт историко-технологический музей «Дом Черепановых». Там собраны просто уникальные механизмы, созданные уральским мастерами.


В приусадебном дворике тоже создана небольшая, но очень милая экспозиция.




Конечно же, в экспозиции музея есть личные вещи Черепановых, создана атмосфера 19 века.


Сайт музея в сети интернет:  http://museum-nt.ru/

Адрес усадьбы Черепановых:

г. Нижний Тагил, ул. Верхняя Черепанова, 1

 


Уважаемые, друзья! Если статья оказалась вам полезной, будем признательны за рекомендацию нашего проекта своим друзьям и знакомым. Воспользуйтесь кнопками социальных сетей которые находятся вверху статьи.
Вы можете оказать нам посильную финансовую помощь (деньги пойдут на оплату хостинга, раскрутку в сети и новый более современный дизайн).


До новых встреч на страницах нашего сайта "Усадьбы Дворцы Особняки".
Оставляйте свои комментарии, подписывайтесь на обновления: RSS wordpress insideRSSRSS wordpress insideEmail или twitter wordpress insidetwitter

Постоянная ссылка на это сообщение: https://prousadbi.ru/blog/usadby/usadba-mehanikov-cherepanovyih.html

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

девятнадцать − 5 =