Церковь Николая Чудотворца д. Монастырь

Церковь в деревне Монастырь

Церковь в деревне Монастырь

Эта церковь находится в селе с очень интересным названием – Монастырь, на северо-западе Пермского края, в Коми-Пермяцком округе. Собственно села-то уже не существует. Заброшенная церковь, заброшенное село, малодоступные места, дороги только для внедорожников. В обще-то в Коми-Пермяцком округе таких вот исторических памятников не мало, но к сожалению, для туристов они просто не доступны.

26 февраля 1925 года Коми-Пермяцкий округ вошел в состав Уральской области. Этот район не был пустынным, люди тут появились очень давно, в российских источниках есть упоминания ещё в 12 веке. Тогда местные племена находились на стадии зарождения феодальных отношений. А вот уже к 15 веку сложились объединения во главе с князьями. Жили оседло, строили срубы, занимались охотой. Ведь леса и сейчас занимают основное пространство округа.

Во второй половине 15 века земли были присоединены к Российскому государству. Побывали тут и отряды татаро-монгол (башкирские отряды), но среди лесов и болот им показалось не уютно, и они ушли на юг. Постепенно начался приток русского населения, но городища свои они строили обособленно, не сливаясь с местным населением. Во времена правления Петра I сюда потянулись беглые стрельцы бежавшие от гнева, Петрова. Некоторые бежали в спешке, не успев взять с собой ни жен, ни детей. А судьба оставшихся, была горькой, так как Петр строжайше запретил помогать и принимать у себя жен и детей казненных стрельцов. Думаю, что это распространялось и на сбежавших. Впрочем, и те стрельцы, которые взяли семью с собой, немногие довезли их до места. Дорога была очень тяжелой.

Ещё в 1539 году на реке Каме, на полуострове был образован Свято-Троицкий монастырь. По словам Галины Григорьевны Сушковой, много лет занимавшейся историей родного края, началось все с того, что Стефан Великопермский был на этом берегу Камы и поставил тут Поклонный крест.

А потом пришли 7 монахов, которые срубили часовню, и основали на этом месте Свято-Троицкий монастырь, отсюда и название села.


Через 70 лет в монастырь прибыл иеромах Варлаам (Палицын) для строительства Троицкой церкви.

После этого обитель стала называться Троице-Плесенской Ваарламовской. И еще, по мнению, Галины Григорьевны, стрельцов сюда попросту ссылали, и они пополняли монастырское братство. Примерно, в это же время по указу Петра I, началась ликвидация монастырей. Троицкий монастырь, как самостоятельная единица, перестал существовать. Его приписали к Пыскорскому монастырю. Этот монастырь был расположен тоже на берегу Камы, напротив г. Березники. В 1775 году оба монастыря были упразднены. В начале 20-го века Троицкая церковь, представляющая собой уникальный памятник архитектуры, древнейший на Урале, стала разрушаться.

Еще бы, ведь, если верить историкам, она простояла с 16 века. Тогда на её защиту поднялись многие художники, архитекторы, священнослужители. Пермский епископы Никонор и Палладий писали письма, доказывали, что нельзя бросать столь уникальный памятник. И доказали, были выделены деньги на её ремонт и восстановление. Вот, не знаю, успели ли её отремонтировать, но вскоре она сгорела, и в 1910 году в д. Монастырь был построен ещё один деревянный храм Николая Чудотворца.

Она украшена многочисленными декоративными элементами, изящными слуховыми окошками на шатре и т.д. Представляет собой пятиглавый трапезный храм с шатровой колокольней.

Церковь Николая Чудотворца была построена на деньги Стефана Абрамовича Лихачева — купца-лесопромышленника. Говорят, что таким образом он хотел увековечить свое имя. В газете «Пермская жизнь» в начале 20-х годов прошлого века язвительно писали:

«заработав огромное богатство на угнетении местного населения, этот обезумевший буржуй для удовлетворения своих амбиций, вколотил деньги в церковь, для ещё большего одурманивания людей».

 

А в эту церковь стекались люди 20-ти окрестных деревень!

Пока не пришла беда. Во время гражданской войны д. Монастырь оказалось в самом водовороте событий. Здесь размещался временный штаб армии Колчака. В скобках замечу, что это было для меня открытием. Я всегда считала, что колчаковцы севернее Перми не были. Век живи, век учись. Когда новое большевистское правительство узнало о продвижении Колчака на север, то срочно направили в эти места дивизии Фрунзе и Блюхера. Страшный бой произошел в 2 км от с. Монастырь, в месте, которое называется Частые Лога. Там до сих пор видны окопы с тех самых событий. А около деревни Плёсо гора так и называется Солдатская. Вся земля около с. Монастырь залита кровью и белых, и красных.

После гражданской войны храм Николая Чудотворца закрыли, и он стоял пустым до 1925 года. Тогда 325 человек подписали прошение с просьбой разрешить службы. Разрешили вроде бы, но заставили подписать странный договор. Договор заключался в том, что жители не будут говорить о боге, и не будут учить детей и внуков молиться. Спрашивается, а зачем тогда церковь? Тут надо сделать небольшое отступление. История Коми-Пермяцкой земли — это история гонений и ссылок, и в советское время она получила свое продолжение. Еще наверное живы те, чьи семьи были сосланы сюда в годы репрессий. А ссылались сюда семьи поляков, поволжских немцев, крымских татар. И сейчас еще остались остатки тех поселений, например в пос. Керос

Это были спецпоселения, которыми управляли поселковые спецкомендатуры и отделения спец. лагерей ГУЛАГа НКВД СССР. Главным девизом этих спецпоселений была работа, тяжелая работа и еще раз работа. Занимались жители лесозаготовками.

Я думаю, для них, оторванных от родной земли, наличие храма, даже при таких условиях было как лучик надежды. В 1930 году церковь Николая Чудотворца закрыли во второй раз. Сбросили колокола и кресты с куполов. Растащили иконы, часть передали в Пермь, часть находится в Гайнском музее. Гайнский районный центр, где расположено село Монастырь.

Священник Апполинарий Лихачев (не родственник ли Стефана Абрамовича Лихачева, построившего церковь?) и псаломщик Степан Черемухин уплыли вниз по реке на плоту вместе с семьями и имуществом. А люди стояли на берегу и плакали. Здесь, в этом месте Кама течет в её естественных берегах, с поймами и возвышенностями. И плоты с берега было видно долго, и люди не расходились, пока маленькие точки не скрылись на горизонте. Потом, как по накатанной дороге, в церкви был и клуб, почта, склад.

А в годы ВОВ церковь стояла пустая, и люди брали свои личные иконы, несли в пустую церковь и молились. Во время войны многие храмы открыли вновь, но церковь Николая Чудотворца открыть не разрешили. А когда наступили лихие времена, то кто-то содрал с крыши церкви железо, из-за этого бревна с потолка и часть крыши обвалились. И стоит она теперь вот такая. Но все еще красивая, все еще овеянная духом старины (хоть она и сравнительно молодая).

Церковь не обладает никаким охранным статусом. В 2001 её обследовали, но «… храм, конечно, может быть признан памятником местного значения, но из-за отсутствия хозяйственного субъекта, способного обеспечить её сохранение и содержание» в список исторического наследия её не включили.

Галина Григорьевна Сушкова, о которой я уже упоминала, человек не равнодушный, не могла смириться с таким положением дел. Живет она в Сейве. Сейва это центральная усадьба главного леспромхоза, самого крупного в Коми-Пермяцком округе. Вначале она взялась в одиночку очищать церковь. Выгребла кучу мусора, очистила территорию вокруг. Но одна она может не много, правда, постепенно подключились люди, которым совсем не безразлично, что столетняя реликвия гибнет. Но этого не достаточно. Нужно официальное признание и включение церкви в список исторического наследия.

Адрес Церкви Николая Чудотворца:

Россия, Пермский край, Гайнский район, д. Монастырь

P.S. Буду очень рада, если мои сведения устарели, и церковь все-таки признали историческим памятником.

 


Уважаемые, друзья! Если статья оказалась вам полезной, будем признательны за рекомендацию нашего проекта своим друзьям и знакомым. Воспользуйтесь кнопками социальных сетей которые находятся вверху статьи.
Вы можете оказать нам посильную финансовую помощь (деньги пойдут на оплату хостинга, раскрутку в сети и новый более современный дизайн).


До новых встреч на страницах нашего сайта "Усадьбы Дворцы Особняки".
Оставляйте свои комментарии, подписывайтесь на обновления: RSS wordpress insideRSSRSS wordpress insideEmail или twitter wordpress insidetwitter

Постоянная ссылка на это сообщение: https://prousadbi.ru/blog/raznoe/cerkov-nikolaya-chudotvorca-d-monasty.html

1 комментарий

  1. Шатровый храм на рисунке Плотникова — село Пияла Онежского района Архангельской области

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

пять × 3 =